IPO и SPO

Согласно законодательству РУз ПКМ №268 от 10.05.2017 года первичное публичное предложение (IPO) — размещение акционерным обществом (инициатор IPO) неограниченному кругу инвесторов дополнительных акций на фондовой бирже. Аббревиатура IPO расшифровывается Initial Public Offering и буквально переводится как первичное публичное предложение.

Посредством IPO происходит аккумулирование капитала большого круга инвесторов юридических и физических лиц, а также получения объективной рыночной цены за акции компании.

После выхода на фондовую биржу компания становиться листинговой, а значит публичной, ее акции свободно обращаются на фондовой бирже, любой инвестор может беспрепятственно купить или продать данные ценные бумаги.

Указом Президента Республики Узбекистан от 17 января 2017 года №УП-4933 «О мерах по дальнейшему упрощению процедур и ускорению реализации объектов государственной собственности для использования в предпринимательских целях» было поручено внедрить широко используемы в международной практике формы реализации государственной собственности, а именно первичное (IPO) и вторичное (SPO) публичное предложение акций населению и субъектам предпринимательской деятельности, проводимые на фондовой бирже.

Указом президента от 7 февраля 2017 г. № УП-4947  была утверждена «СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах»,  в официальном комментарии к данному Указу сообщается, что третье направление — «Развитие и либерализация экономики», указанное в  «СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах» включает в себя также меры по защите частной собственности, финансового рынка, модернизации сельского хозяйства, развитию ювелирной отрасли, подготовке к первичному размещению акций (IPO) отдельных национальных предприятий на зарубежных авторитетных фондовых биржах.

Вторичное публичное предложение (SPO) — реализация акционером (инициатор SPO) принадлежащих ему акций неограниченному кругу инвесторов на фондовой бирже. SPO, в отличие от IPO, не влияет на размер уставного капитала компании. Но в то же время такое размещение все равно делает компанию публичной, то есть такой, чьи акции свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Кроме того, возрастет число акционеров, что делает акции ликвидными.

SPO – это предложение уже существующих, принадлежащих кому-то акций, взятых со вторичного рынка. Как правило, через SPO продают свои ценные бумаги создатели компании, то есть изначальные акционеры.

ООО «NAYMON INVEST CONSULTING» может выступить андеррайтером или брокером по IPO или SPO.